Латвийское издание «Ракурс»

Сегодня не в чести такие понятия, как мораль, нравственность, совесть и даже личность, особенно когда речь идет о личности развитой и высоконравственной. Многие их считают вымирающими реликтами. Ценностная система западного человека сегодня строится на личном успехе, достатке и материальном благополучии. Поэтому своего рода бомбой замедленного действия стало издание на русском языке книги чилийского философа Дарио Саласа Соммэра «Мораль ХХI века».

Эта книга составит сильную оппозицию катехизису современной демократии западного образца - книге Карла Поппера «Открытое общество и его враги». Поппер в свое время разнес в щепки всю атрибутику христианской морали, смешав ее с марксистской и выставив перед всеми как самое большое зло в цивилизованном мире.

Соммэр вновь все расставляет по своим местам. Главный постулат Соммэра заключается в том, что моралью и моральным сегодня опять считается то, что противостоит психологии толпы, потребительского общества и «человека посредственного», мыслящего категориями неолиберальной философии.

Что касается замедленного действия этой бомбы, дело в том, что подобраться к книге Соммэра совсем не просто. Найти ее в наших книжных магазинах мне так и не удалось. Обнаружилась она в конце концов лишь в фонде Национальной библиотеки. Вообще складывается впечатление, что существуют какие-то цензурные механизмы, мешающие распространению у нас любой литературы и любых идей, разоблачающих неолиберализм. Так это или нет, не знаю, но повод для такой догадки возник после прекращения у нас свободного распространения таких периодических изданий, как «Завтра», «Литературная газета», «Культура», ограниченного завоза книг многих авторов и, в частности, той же книги Соммэра.

Ведь он почти на каждой странице разъясняет, почему и какими способами зомбируется человек телевидением, рекламой и пожелтевшей ежедневной прессой. Вот одна только цитата: «Проникая в бессознательное людей, они колонизируют наш разум и насаждают в нем ложные ценности, такие как материализм, гедонизм и вседозволенность. Вся структура современной рекламы и маркетинга приводит людей к представлению о жизни как о фантастическом мире, где все можно получить без особых усилий».

И дальше уже о причине чувства одиночества и психических срывов: маркетинг и натиск рекламы так сильны, «что люди начинают ждать от жизни непрерывного наслаждения, а когда обнаруживают, что в действительности это не так, впадают в глубокую депрессию и жизнь теряет для них смысл».

Книга Дарио Саласа Соммэра рассказывает о многих скрытых сторонах современной демократии и неолиберализма. Он показывает, что общераспространенная на сегодняшний день мораль - это, по определению, мораль толпы, «усредненная» и заниженная. Человек в толпе получает удовлетворение от того, что он такой же, как все. Что ему не надо сдерживать свои инстинкты, он может, наконец, дать им волю. В толпе он живет чувством общей безответственности. Он может отказаться не только от своего характера, но и от необходимости разумно рассуждать. Так раскрепощаются инстинкты собственника и потребителя, которые он уже не контролирует. Появляется стремление иметь все, что попадается на глаза. Вот почему сегодня, например, бизнес предпочитает иметь дело с супермаркетами, а не с мелкими лавками и магазинами.

Главная задача неолиберализма - отказаться от любых моральных запретов в пользу прав человека, ради его раскрепощения. В то время, как человек, обладающий развитой моралью, наоборот, накапливает внутренние моральные запреты на протяжении всей своей жизни. Благодаря им, у него развивается сознание, характер и воля. Все это человека дисциплинирует и в конце концов делает его индивидуальностью.

Чем выше у человека уровень сознания, тем выше моральная планка. Он предъявляет к себе больше требований. И тогда, утверждает Соммэр, он достигает, наконец, такой степени своего развития, когда он отчетливо понимает, почему нравственным человеком быть выгодно. Он сознает, что мораль - это не что другое, как кодекс законов природы и космоса. Такое знание Соммэр называет «физикой морали», потому что моральные нормы определяются не обществом, а естественным миром, в котором это общество живет. Нарушать моральные нормы для такого человека значит нарушать законы природы.

В конце книги Дарио Салас Соммэр приводит несколько основных правил морали. Главными он считает следующие: Быть преданным добру. Ставить себя на место других. Уметь выйти из «ментальной норы», чтобы открыть для себя другую реальность. Развивать волю, закалять характер и подчиняться самодисциплине. Жить в гармонии с природой. Противостоять любым извращениям и порнографии. Осуждать все формы эксплуатации человека человеком. Отстаивать правду и справедливость.

Латвийское издание "Ракурс", 16-22 апреля 2005г
Гарри Гайлит