«Педсовет»

Формирование духовного мира детей и подростков – это самая важная задача, которая должна находиться в центре внимания учителей и родителей. Особенную актуальность это приобретает сегодня, когда проблемы дальнейшего развития нашей страны самым непосредственным образом затрагивают молодежь. В сентябре 2013 года президент Российской Федерации В.В.Путин на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» заявил, что наше движение вперед невозможно без духовного, культурного и национального самоопределения. Выражая согласие с этим утверждением, предлагаю вам рассмотреть эту тему подробнее и в практической плоскости.

 Введение

«Необходимо вернуться к традиционным ценностям человечества, 
таким, как упорный труд, настойчивость, честность, добродетель, 
готовность к самопожертвованию, сплоченность семьи, 
терпимость, доброта, любовь, справедливость, дружба и альтруизм».

Дарио Салас Соммэр, философ

К сожалению мы сегодня видим, как у подрастающего поколения снижается интерес к духовности и дискредитируются моральные ценности и идеалы, что объясняется неопределенностью нравственных критериев нашего общества в целом. В современном мире даже взрослые подчас теряются среди обилия противоречивой информации и стремительного темпа жизни. Многие поглощены необходимостью зарабатывания денег и редко позволяют себе размышлять на основополагающие темы, относясь к процессу глубокого размышления скорее как к излишней роскоши, без которой можно свободно прожить. Люди стремятся иметь достойный социальный и финансовый статус, полагая, что тогда все двери будут открыты и жизнь станет успешной. И, к сожалению, такой бездушно-прагматический подход лишает наших детей возможности постичь свой внутренний мир, так как они, копируя взрослых, просто не видят в этом смысла.

Сильное влияние на подростков оказывает также и намеренное размывание традиционных нравственных устоев. Возьмите в руки любую современную книгу. Даже если она на первый взгляд и хороша, вы можете в ней наткнуться и на нецензурные слова с пошлыми шутками, и на откровенно безнравственные сцены. И это всё потому, что литература отражает наш современный мир, в котором превозносятся цинизм и вульгарность. 

В этом контексте показателен феномен социальных сетей, к которым так привязаны современные люди. В виртуальном мире любой человек может взять себе выдуманное имя, поставить любую фотографию и вообразить себя кем угодно. Подобное обезличенное общение к сожалению формирует ложные понятия дружбы и любви, и способствует стилю обшения, при котором человек легко дает выход своим негативным эмоциям и желаниям, которые обычно сдерживаются рамками социальных приличий.

Очевидно, что эту ситуацию нужно исправлять, и сила литературного слова в этом вопросе значительна. И вот в 2012 году Владимир Путин в программной статье «Россия: национальный вопрос» выступил с предложением сформировать список из ста книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы. В этом списке свое достойное место заняла книга «Мораль ХХI века», автором которой является гуманист и мыслитель Дарио Саласа Соммэр. Этот замечательный литературный труд дает представление о морали как о философии жизни, которая применима к любому человеку, культуре, эпохе, идеологии или религии, поскольку истинная мораль основана на единых законах, управляющих всей Вселенной. Также интересно то, что рассматривая эти законы, автор книги опирается на научное направление «Физика морали», которое позволяет понять причинно-следственную связь между поступками человека и происходящими в его жизни событиями, и на основе этого понимания, достигнуть успеха и жизни в гармонии с законами Природы.

Раскрывая тему роли и значимости морали, Дарио Салас Соммэр утверждает: «Понимание, что успех и счастье в значительной мере зависят от безупречного морального поведения, предоставляет человеку огромную внутреннюю силу, позволяющую поступать в соответствии с высшей этикой», а «этическая дезориентация приводит к тому, что многие ведут себя аморально независимо от их образованности и положения в обществе. Иногда это происходит из-за ослабления моральных принципов, по незнанию или из-за того, что подобное поведение уже стало нормой».

К сожалению в нашем обществе размываются моральные ориентиры, а пропаганда насилия, жестокости, нечестности и беспринципности осуществляется с каждым днем всё более и более агрессивно. Нас учат быть более терпимым к преступникам, объясняя их злодеяния всевозможными психическими расстройствами. Просят терпимо относиться к аморальным отклонениям и наркотикам. И во многом этому способствуют всевозможные СМИ, обладающие настоящей властью над умами и душами людей. Но всё это приводит к отчуждению детей и молодежи от морали, делает их поиски путей самореализации безуспешными, и в конечном итоге – ведет к отрицанию духовности и нравственности как основных жизненных приоритетов. Спросите современного школьника о том, что такое «мораль», и в лучшем случае услышите, что это «хорошо». Некоторые же такого слова и вовсе не понимают. Кто виноват? И что теперь делать?

К сожалению, духовная деградация дополнительно усиливается и кризисным состоянием современной семьи, которая перестает играть главенствующую роль в приобщении ребенка к источникам морали и духовности. В результате чего, мы и наши дети с каждым днем все быстрее становимся безликим обществом «массового потребления». Конечно, массовая культура существовала давно, однако возвращение к стадии коллективного бессознательного — это пожалуй настоящее драматическое падение с точки зрения эволюционного развития человека.

В данном контексте работа Дарио Саласа Соммэра может рассматриваться как своего рода вызов концепции такого общества, который вопреки распространенному мнению, что честным быть невыгодно, предлагает нам совершенствовать сознание и жить в нравственной чистоте, соблюдая законы морали.

Опираясь на научную идею «Физика морали» этот выдающийся философ предлагает использовать представляемую в книге «Мораль XXI века» науку, позволяющую человеку достигать истинного успеха и жить в гармонии с законами Природы.

Эта наука, подобна курсу выживания, в ходе которого мы учимся не совать пальцы в огонь, если не хотим обжечься, и не делать другим плохого, если не хотим, чтобы все вернулось к нам в многократном размере.

Изучение этой науки сильно отличается от обычных интеллектуальных и психологических методик, основанных, как правило, на механическом повторении. Ее постижение можно сравнить с уроками, на которых речь идет о понимании причинно-следственных связей и уважении космического порядка, гармонии и соблюдении законов Природы, поскольку все это оказывает определяющее влияние на нашу жизнь.

Учитывая то, что задача истинного и живого духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость, нужно обращать внимание и использовать подобные действенные практические методики, которые способствуют формированию нравственных принципов у школьников.

К таким принципам можно отнести осознанную потребность вести себя в соответствии с моральными нормами; познавание духовных традиций человечества и конкретно своей нации; ориентация на выдающихся добродетельных людей; осознание смысла истинных моральных ценностей, находящихся вне временных социальных и идеологических рамок и имеющих научную основу.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


«Я уверен, что если бы все узнали, как много можно получить,
поступая справедливо и совершенно, то осталось бы очень мало аморальных людей, а судьи и полиция понадобились бы только в исключительных случаях».

Дарио Салас Соммэр, философ

Очевидно, что все мы хотим быть счастливыми, здоровыми и успешными, честно и справедливо достигать материального благополучия. Основы, необходимые для достижения этого, необходимо закладывать с детства, и поэтому помогать ученикам постигать законы морали - главнейшая задача всех педагогов без исключения. При этом для понимания темы морали ученику необходима такая среда, которая максимально приблизит его к осознанию нравственных законов. Определяющими факторами здесь являются семейные ценности и педагогическое мастерство учителя, который не только сам должен владеть моральными категориями, но и суметь передать их своим воспитанникам с помощью разъяснений и на основе личного примера.

Основой нравственности являются законы морали, что также относится и к нормам поведения между людьми: не красть, не убивать, проявлять эмпатию, помогать друг другу.

Вспомните, как живут люди в деревнях. Разве им нужны социальные сети или виртуальные игрушки, чтобы научиться человечности? Подумайте, в чём таинство народных гуляний и песен. Почему наши предки не гнушались тяжёлой работой? Почему в деревнях все друг друга знают, а мы порой не узнаём соседа по лестничной площадке? Почему мы становимся такими закрытыми и равнодушными?

Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов...».


Духовно-нравственное воспитание

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека и формированию у него:

- моральных черт (терпения, милосердия, чуткости);
- морального поведения (готовности служения людям и Отчизне, проявления умеренности, доброй воли).
- моральных чувств (совести, чести, долга, веры, ответственности, самоотверженной любви, патриотизма);
- моральной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний).

Духовно-нравственное воспитание является необходимой задачей семьи и школы, которая выполняется с целью формирования у человека стойких моральных качеств, чувств и поведения, на основе понимания законов морали.

 

Реализация духовно-нравственного воспитания

Реализация духовно-нравственного воспитания в школе является важнейшей деятельностью педагога и происходит по следующим принципам:

Принцип познавательной деятельности.
Заключается в том, что ученик не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в ходе обучения, посредством понимания на основе индивидуального размышления. Учитель должен выстроить свой урок таким образом, чтобы ученик был максимально замотивирован на получение новых знаний, а потом сам последовательно пришёл к их открытию. Отсюда проистекает современное проблемное обучение, когда учащиеся сначала сталкиваются с неразрешимой задачей, а потом пытаются её решить, опираясь на имеющиеся познания и постигая всё новые вершины.

Принцип дополнительного обучения.
Духовно-нравственное воспитание происходит параллельно в процессе изучения учеником других предметов. Принцип относится как к гуманитарным дисциплинам, так и к естественным. Этот принцип даёт возможность каждому ребёнку приобщиться к мировому наследию и усвоить вечные нравственные традиции, на которые всегда опиралось человечество.

Принцип воспитательной функции обучения.
Выводит человека в пространство мировоззренческих идей, формирует нравственные критерии и ценностные ориентации, а также создаёт гуманистическую направленность развития человека и его духовных потребностей. Воспитательный процесс, если он хорошо организован и имеет необходимые цели, может помочь учителю привить моральные нормы своим воспитанникам. При этом воспитание не должно превращаться в промывание мозгов и назидательные учения. Достаточно показать ребёнку примеры правильного и ошибочного поведения и обсудить это с ним. Эффекта будет явно больше, нежели вы полчаса после уроков будете просто выговаривать ему, как он плохо поступил и что впредь этого делать не стоит.

В рамках учебного процесса педагогу необходимо вести воспитательный диалог, ориентируясь на собственные моральные познания. Стоит искренне и честно общаться со своими учениками, уважать каждого из них и не допускать личностных оскорблений. Настоящий педагог всегда поможет ребёнку выразить себя и получить должную похвалу, если он того заслуживает. Можно также использовать различные варианты совместной учебной деятельности: от постановки общих заданий и нахождения способов их решения – к взаимопомощи, взаимоконтролю и взаимооценке. Учителю не должно быть стыдно, что он чего-то не знает или чего-то не понимает. Сразу вспоминается одна учительница, которая шла на урок к старшеклассникам и очень плохо представляла себе, что такое хокку. Впрочем, с этого-то она и начала урок, который позже был признан одним из самых ярких и удавшихся занятий. Почему? Всё просто. Ребята всегда готовы обсуждать, размышлять и помогать. Стоит только обратиться к ним и настроить на соответствующую волну.

В ходе воспитательного процесса педагогу целесообразно проводить среди учеников небольшие периодические анкетирования на предмет выявления постепенно изменяющегося отношения учеников к моральным нормам и конкретно определенным моральным качествам – ответственность, самокритичность, справедливость, трудолюбие, честность, способность оказать помощь ближнему. Это позволит наблюдать динамику собственной работы и корректировать то, что в этом нуждается.


Практический подход

Знание только тогда знание, когда оно приобретено
усилиями своей мысли, а не памятью.

Толстой Л.Н.


Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Характер и нравственные ценности человека, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно и последовательно духовно-нравственное становление ученика осуществляется в ходе образовательного процесса, подчинённого своим методикам и законам, которые определялись на протяжении многих столетий. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная и культурная, но и духовная жизнь ученика. Только почему об этом так часто забывается?

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Но ему очень нужна помощь педагога, так как он сталкивается с множеством различных вопросов и сомнений. Так в рассматриваемой нами книге «Мораль XXI века» Дарио Салас Соммэр пишет: «Зависимость от взрослых, неуверенность, присущая их возрасту, отсутствие самодисциплины, сомнения по поводу природы добра и зла, склонность к фантазиям, слишком вольное или излишне строгое воспитание, психологические комплексы, чрезмерная опека, заблуждения относительно роли мужчины и женщины, плохая социальная адаптация, дух противоречия — вот лишь некоторые причины, препятствующие правильному развитию характера».

К сожалению, взрослые сами не могут разобраться в важных категориях нравственности, а тут уже и их собственный ребенок спрашивает о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Как объяснить маленькому человеку то, в чём сам ещё окончательно не уверен? А дети очень хорошо чувствуют нашу неискренность, поэтому, конечно, людям стоит начинать с себя.

Ориентация процесса учебы на развитие внутреннего мира подрастающего человека и формирование его характера, требуют более широкого использования в учебе современных интерактивных методик и техник («мозговой штурм», дискуссия в большой группе, работа в малых группах, метод перекрестных групп, дебаты, интервью, анализ различных ситуаций и тому подобное), которые преобладают в перечне современных методов обучения. Все острее становится проблема совершенствования форм организации процесса учебы и нахождения ответа на многие вопросы. Как преподавать, создавая условия для развития и самореализации человека в процессе обучения? Как, оставаясь в рамках классно-урочной системы, повысить эффективность учебно-воспитательного процесса, достичь высокого духовно-нравственного развития учащихся и обеспечить овладение ими навыков саморазвития? В значительной мере этого можно добиться, используя современные инновационные подходы, в частности метод вовлечения учеников в процесс самостоятельного размышления, в котором поощряется способность приходить к индивидуальным нравственным выводам и формировать собственное мнение. Не это ли позволит потом воспитать духовного человека, который сможет руководствоваться собственным пониманием и не зависеть от воли неразумной толпы? Человек, научившийся сам принимать определённое решение, никогда не возьмёт себе за оправдание распространённую фразу «Все так делали, и я сделал». Он будет нести ответственность за каждый свой шаг и за каждый свой поступок, что и является признаком нравственного человека.

Термин «инновация» означает обновление процесса учебы, который опирается, главным образом, на внутренние факторы. Заимствование этого термина связано с желанием представить мотивацию учащихся на первый план и отгородиться от очередных «победных методик», которые за короткое время должны дать максимальный эффект, независимо от особенностей класса и отдельных учеников, их желаний, способностей и тому подобное. К счастью, мы уже отошли от тех времён, где процветала коллективная точка зрения на всё, а люди форматировались гигантской гребёнкой и заплетались в единообразную косу образования.

Применение инновационных методов на уроках и внеклассных мероприятиях дает возможность дополнить и углубить знания учеников, развить интерес к предмету, сформировать у них компетенции, в которых нуждается современная жизнь, в частности: социальные (брать на себя ответственность, быть активным в принятии решений, в общественной жизни); поликультурные (понимание непохожести людей, взаимоуважение к их языку, религии, культуре); коммуникативные (овладение устным и письменных общением); сознательные (умение самостоятельно осмысливать и использовать знания и информацию); саморазвития и творческой деятельности.

Действительно, очень важно уже на ранних этапах школьной деятельности дать ребёнку возможность ощутить многообразие мира и найти своё единственное место в нём.

«Инновационные» методы - это системный набор приемов и средств организации учебной деятельности, которые охватывают весь процесс обучения от определения цели до получения результатов. В отличие от обычных уроков, целью которых является обычное запоминание важных имён и цифр, нестандартный урок наиболее полно учитывает индивидуальность, возрастные особенности, интересы, наклонности и способности каждого ученика. В нем органично объединяются элементы традиционного обучения и индивидуальной вовлеченности, помогающие достичь сознательного восприятия нового материала, его осмысления и усвоения. Ребёнок имеет возможность реализовать свой потенциал, не стать жертвой огромной образовательной машины, которая штампует одинаковые образцы.

Подобный подход к обучению поощряет способность ученика рассуждать и позволяет увеличить процент понимания и усвоения материала, поскольку способствует влиянию не только на интеллект ученика, но и на его сознание. Ребёнок больше не учит только потому, что это задали. Он чувствует, что ему это интересно, что он хочет в этом разобраться.

Нестандартные уроки заключают в себе элементы современных образовательных методик, которые при группировании их в определенную систему, основанную на глубоком знании потребностей, интересов и способностей учеников, могут стать действительно инновационными. Так, например, работа учеников в парах и группах с применением принципа ротации дает поразительные результаты.

Исследования современных психологов показали, что старший школьник может, читая глазами, запомнить 10% информации. Слушая – 26%, рассматривая – 30%, слушая и рассматривая – 50%, обсуждая – 70%, через личный опыт – 80%, посредством совместной деятельности с обсуждением – 90%, через обучение других – 95%. Это также перекликается с опытом признанного советского педагога Шалвы Александровича Амонашвили, который делился своим опытом «пятиминуток», во время которых ученики начальной школы регулярно проводили отдельные фрагменты урока. Следовательно практика: «Понял сам, объясни другому» очень эффективна и таким образом хорошо организовывать работу над ошибками или усвоение каких-нибудь сложных тем.

Для духовно-нравственного воспитания учащихся рекомендуются следующие формы нестандартных уроков:

1. Интегрированный урок. Как правило, такой урок проводят два учителя. Они совместно, с элементами дискуссии с учениками, осуществляют актуализацию знаний по нескольким темам, связанным с духовно-нравственным воспитанием, включая изложение нового материала. Такой урок позволяет осознать ребёнку, что мир — это целостная система, где каждый компонент связан с другим. Также у всех появляется возможность рассмотреть одно и то же явление с различных точек зрения. Очень интересно, как, например, вода видится в химии, какой её описывают в литературе и изображают в живописи. Жаль, что таких уроков проводится мало из-за постоянной нехватки времени на усвоение программы.

2. Исследовательский урок. Его цель заключается в получении знаний о пользе морали и нравственности из первоисточников. Эти уроки развивают способность к самостоятельному мышлению, стимулируют познавательную активность и самостоятельность. Ученики учатся работать с историческими документами, учебниками и периодической прессой. В учебниках литературы есть несколько фрагментов Библии, но этого явно недостаточно. Вся ответственность опять же ложится на учителя, который должен постараться найти необходимые материалы и организовать эффективную работу с ними.

3. Ролевая игра. Она требует от учеников принятия конкретных нравственных решений в проблемной ситуации, на основе своего понимания моральных принципов, в пределах роли. Каждая игра имеет разработанную основу сценария, главную часть которого необходимо доработать ученикам. Следовательно, поиск нравственного решения проблемы остается за школьниками. Но здесь важно тактично направить своих воспитанников в нужное русло, если они начинают заблуждаться и явно уходят в ложные представления.

4. Театральное (театрализованное) представление. В отличие от ролевой игры, спектакль предусматривает более четкий сценарий, который регламентирует деятельность учеников непосредственно на уроке и увеличивает их самостоятельность во время подготовки сценария. Театрализованные представления направленны на то, чтобы вызывать интерес к рассматриваемым примерам с точки зрения нравственности и морали. Они опираются на образ, фантазию и воображение учеников. Поразмышляйте о том, как сыграть того или иного героя. Подумайте, чем он мотивировался, когда совершал очередной благородный или недостойный поступок. Как к нему отнеслись бы сами дети, будь этот ученик в их классе. Легко ли и приятно было бы с ним общаться? Почему? Какой совет можно дать своему герою? И обязательный элемент — это рефлексия: насколько удалась роль и какое впечатление произвёл сыгранный персонаж.

5. Физические опыты. Проращивание семян, заряженных гневом или любовью. Поливать растения водой, заряженной позитивными или негативными мыслями. Сравнивать результаты, размышлять об этом, писать сочинения на эту тему.

Всё это позволит ребёнку в полной мере ощутить жизнь и прийти к правильным выводам, которые и сформируют его моральные представления.

Нетрадиционные уроки лучше запоминаются учениками, вызывают заинтересованность и желание принять участие в уроке. Ребенка утомляет пассивность, а сознательные интеллектуальные усилия, связанные с позитивными эмоциями, способствует хорошему усвоению и закреплению знаний. Уроки должны захватывать учеников, пробуждать в них интерес и мотивацию, учить самостоятельному мышлению и действиям. При этом эффективность и сила влияния на сознание и эмоции учеников в большой мере зависит от навыка и стиля работы учителя. Кто-то боится отступать за рамки существующего, а кто-то, постоянно импровизируя, умело дирижирует своим классом, передавая понимание основ морали каждому сидящему перед ним.

Для эффективного применения данных методик, в частности, для того, чтобы охватить весь необходимый материал и помочь ученикам глубоко его понять (а не превратить технологии в бессмысленные игры, «ради самих игр»), необходимо соответствующее планирование занятий.

Планирование занятия:

- Дать задание ученикам для предварительной подготовки: попросить их прочитать, продумать, выполнить самостоятельные подготовительные задания;

- Выбрать для урока или занятия такие интерактивные упражнения, которые дали бы ученикам «ключ» к освоению темы;

- Во время самих интерактивных уроков дать ученикам время подумать над заданием, чтобы они восприняли его серьезно, а не выполнили его не механически или «играясь»;

- На одном занятии можно использовать одно (максимум – два) интерактивное упражнение;

- Проводить быстрые опросы и самостоятельные домашние работы, соответствующие материалам темы. Это позволяет экономить время урока и видеть общую картину класса.

Очень важным является проведение спокойного глубокого обсуждения по итогам проведенного занятия, в частности будет уместным уделение внимания дополнительному материалу, прямо не затронутому в ходе проведенного занятия, но косвенно связанного с его темой.

Использование данных методик, помимо личного вклада в нравственное становление подрастающего поколения, дает педагогу возможность профессионального роста и глубокого познавания темы совместно с учениками. Так, после нескольких подготовленных и проведенных уроков учитель сможет почувствовать, как изменилось отношение к нему учеников, а также сама атмосфера в классе, что послужит дополнительным стимулом к работе в данном направлении. Пусть подготовка таких уроков требует больше времени и сил, зато у педагогов будет больше отдачи и результативности, что является лучшей мотивацией для дальнейшей успешной деятельности.

Первоочередной и высшей целью образования должно стать формирование и развитие людей, обладающих ясным смыслом жизни и высшими моральными принципами.

Образовательные учреждения должны стать храмом науки и этики, где бы улучшались человеческие качества учеников, а не стирались бы имеющиеся от рождения. Образование должно способствовать развитию высшего сознания, а также формированию способности человека к саморазвитию, что является важнейшим фактором эволюции общества.

Остаётся лишь принять это к сведению и направить все свои силы на достижение успеха в обучении подрастающего поколения и передачи им богатого опыта как их собственного народа, так и всего мира в целом.


Смирнова И.А.
Учитель русского языка и литературы
Победитель региональной педагогической олимпиады «Профессиональные перспективы».
Победитель проекта «Взгляд молодых» гранта Администрации Алтайского края в сфере молодёжной политики.

Список использованных источников
Дарио Салас Соммэр «Мораль ХХI века» – М.: Кодекс, 2013.
Ушинский Константин Дмитриевич «Нравственное влияние как главная задача воспитания» - М.: Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т. 1, 1953.